У граждан и юридических лиц имеется возможность осуществлять использование земельного участка не только на праве аренды, либо путем установления сервитута, но и на основании разрешения на использование земельного участка, которое выдается органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение соответствующими земельными участками или землями.
В земельном законодательстве Российской Федерации существует институт, предусматривающий использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута. Ему посвящена глава V.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Закон предусматривает две группы случаев, в которых допускается такое использование:
1. Проведение инженерных изысканий, ремонт линейного объекта, осуществление геологического изучения недр и некоторые другие, предусмотренные подпунктами 1 - 5 пункта 1 ст. 39.33 Земельного кодекса РФ. Данные случаи не предполагают строительства и реконструкции объектов недвижимости; использование земель или земельных участков осуществляется на основании разрешения, выдаваемого органом власти, уполномоченным на распоряжение публичными землями.
2. Размещение трех видов объектов:
- нестационарных торговых объектов;
- рекламных конструкций;
- объектов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300. К ним относятся, в частности, подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, линии электропередач, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы, линии и сооружения связи, подъездные дороги и проезды, пожарные водоемы и др.
Большинство объектов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. N 1300, могут размещаться без предоставления и сервитута только тогда, когда им не требуется разрешение на строительство. Часть 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ содержит ограниченный перечень случаев, в которых не требуется разрешение на строительство, однако позволяет субъектам федерации дополнять такой перечень.
Все отмеченные выше группы объектов подчиняются разным правовым режимам, однако их объединяет отсутствие необходимости арендовать земельные участки или заключать соглашения о сервитуте.
Таким образом, в настоящее время у граждан и юридических лиц имеется возможность осуществлять использование земельного участка не только на праве аренды, либо путем установления сервитута, но и на основании разрешения на использование земельного участка, которое выдается органом местного самоуправления, уполномоченным на распоряжение соответствующими земельными участками или землями.
Важно отметить, что речь идет исключительно о землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности. На землях, находящихся в частной собственности строительство сооружений осуществляется по договору с собственником (договор аренды либо договор об установлении сервитута).
|